Работаем по Москве и
Московской области
  • Пн-Пт: с 10:00 до 18:00
  • +7 (499) 520-69-85
  • info@consult-firm.ru

В декабре 2018 года принят Закон № 496-ФЗ, предусматривающий в том числе переходные положения о действии выданной до 1 января 2019 года разрешительной документации на выбросы, сбросы, размещение отходов и получении данной документации в ранее установленном порядке после 1 января 2019 года, сроки представления декларации о воздействии на окружающую среду.

С 1 января 2019 года вступили в силу положения Закона № 7-ФЗ, в соответствии с которыми система нормирования в области охраны окружающей среды дополнится технологическим нормированием (исходя из технологических показателей НДТ), изменятся виды разрешительной и экологической документации природопользователей, которые будут зависеть от категории, присваиваемой объекту, оказывающему НВОС, при постановке на государственный учет.

Словарь
СОКРАЩЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ В СТАТЬЕ
ВРВ – временно разрешенный выброс;
ВРС – временно разрешенный сброс;
ИП – индивидуальный предприниматель;
КЭР – комплексное экологическое разрешение;
НВОС – негативное воздействие на окружающую среду;
НДВ – нормативы допустимых выбросов;
НДС – нормативы допустимых сбросов;
ИТС по НДТ – информационно-технический справочник по наилучшим
доступным технологиям;
НООЛР – нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
ПДВ – предельно допустимый выброс
ПМООС – план мероприятий по охране окружающей среды;
ППЭЭ – программа повышения экологической эффективности;
ПЭК – производственный экологический контроль;
ФОИВ – федеральный орган исполнительной власти.

1. Законом № 496-ФЗ часть 1 статьи 11 Закона № 219- ФЗ излагается в новой редакции: «Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, НООЛР (далее – разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих НВОС и относящихся в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют:

  • до дня истечения срока действия таких разрешений и документов;
  • либо до дня получения КЭР или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов».

Комментарий. Указанная альтернатива в отношении окончания сроков действия разрешительных документов предусмотрена в зависимости от того, что наступит раньше:

  • истечет срок действия полученных разрешительных документов
  • или будет получено КЭР, подана декларация о воздействии на окружающую среду.

Напоминаем, что согласно частей 6 и 7 статьи 11 Закона № 219-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную
деятельность (далее – хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность) на объектах:

  • I категории, включенных в утвержденный Минприроды России Перечень, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством РФ ФОИВ с заявкой на получение КЭР в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно;
  • относящихся к области применения НДТ и не включенных в указанный Перечень, обязаны получить КЭР до 1 января 2025 года.

Законом № 496-ФЗ статья 11 Закона № 219-ФЗ дополнена частью 1.2, устанавливающей срок представления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду – не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из разрешений и документов: разрешения на выбросы, разрешения на сбросы, лимитов на выбросы, лимитов на сбросы, НООЛР.

Указанное положение распространяется только на хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на объектах I и II категорий.

С учетом того что в действующем законодательстве в области охраны окружающей среды в настоящее время не предусмотрено разрешений на выбросы и сбросы, лимитов на выбросы и сбросы, в отсутствие иных оговорок и переходных положений указанная разрешительная документация, полученная до 1 января 2019 года хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на объектах III категории (и тем более IV категории, для которой не предусмотрены расчет НДВ, НДС, разработка
ПНООЛР), с 1 января 2019 года не должна действовать.

С учетом измененной редакции части 1 статьи 11 Закона № 219-ФЗ теперь не предусмотрена пролонгация до дня получения КЭР полученных до 1 января 2019 года хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на объектах, оказывающих НВОС и относящихся к областям применения НДТ, разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, лимитов на выбросы и сбросы, НООЛР.

2. Законом № 496-ФЗ статья 11 Федерального закона № 219-ФЗ дополнена частью 1.1: «с 1 января 2019 года и до получения КЭР в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 11 Федерального закона № 219-ФЗ, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством РФ или уполномоченным Правительством РФ ФОИВ. Такие разрешения и документы действуют до дня получения КЭР в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 11 Федерального закона № 219-ФЗ».

Комментарий. Фактически Закон № 496-ФЗ предусматривает, что, если срок действия полученных до 1 января 2019 года разрешений и документов истек ранее срока получения КЭР (в том числе с учетом сроков обращения с заявкой на получение КЭР) либо имеются основания для переоформления ранее выданных разрешений и документов, необходимо обратиться соответственно за выдачей или переоформлением разрешений на выбросы, сбросы, лимитов на выбросы, сбросы, НООЛР в порядке, установленном Правительством РФ или уполномоченным Правительством РФ ФОИВ и соответственно действующим на момент истечения срока или возникновения необходимости переоформления таких разрешений и документов.

Указанное положение распространяется только на хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на объектах I категории (а также II категории, в отношении которых при наличии соответствующих отраслевых ИТС по НДТ принято решение о получении КЭР).
Таким образом, даже при сохранении после 1 января 2019 года существующего порядка выдачи разрешений на выбросы, разрешений на сбросы, лимитов на выбросы,
лимитов на сбросы, НООЛР в отсутствие иных оговорок в действующем законодательстве выдача и переоформление указанных разрешений и документов в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на объектах иных категорий (кроме I и в указанных выше случаях II категории) не предусмотрены.

Из нормы части 1.1 Закона № 219-ФЗ с учетом приведенной формулировки не представляется возможным установить, имеется ли в виду, что действие разрешений
и документов, полученных после 1 января 2019 года в порядке, предусмотренном до 1 января при истечении срока их действия:

  • будет пролонгировано до получения КЭР
  • или прекратится в связи с получением КЭР в случаях, когда КЭР будет получено раньше истечения сроков действия разрешений и документов.

Если правоприменительная практика будет исходить из данного варианта толкования нормы, при истечении сроков действия разрешений и документов, полученных после 1 января 2019 года в порядке, предусмотренном до 1 января 2019 года (например, при истечении сроков действия лимитов на выбросы и сбросы, разрешения по которым выдаются сроком на один год), последние необходимо будет получать повторно (и возможно, неоднократно), пока в установленные сроки не будет получено КЭР.

Согласно части 9 статьи 11 Закона № 219-ФЗ впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов РФ в соответствие с положениями Закона
№ 7-ФЗ (в редакции Закона № 219-ФЗ) законодательные и иные нормативные правовые акты РФ применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям Закона № 7-ФЗ (в редакции Закона № 219-ФЗ).

Таким образом, часть 1.1 статьи 11 Закона № 219-ФЗ (которая является самостоятельной и не изменяет редакцию Закона № 7-ФЗ) должна применяться лишь в части, не
противоречащей положениям Закона № 7-ФЗ (в редакции Закона № 219-ФЗ).

Фактически обновленной редакцией нормы части 1.1 статьи 11 Закона № 219-ФЗ предусматривается оставление ранее действовавшего порядка выдачи и переоформления разрешений на выбросы, сбросы, лимитов на выбросы, сбросы, НООЛР в отсутствие в Законе № 7-ФЗ (в редакции Закона № 219-ФЗ) с 1 января 2019 года норм, предусматривающих саму возможность существования и выдачи указанных разрешений и документов.

Порядок выдачи разрешений на выбросы во исполнение пункта 1 статьи 14 Закона № 96-ФЗ утвержден постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183.
Порядок утверждения НООЛР во исполнение пункта 5 статьи 18 Закона № 89-ФЗ установлен приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50.
При этом отсутствует установленный Правительством РФ или уполномоченным Правительством РФ ФОИВ порядок выдачи разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, что фактически делает невозможной реализацию положения части 1.1 Закона № 219-ФЗ о получении в настоящее время разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

Принятое во исполнение Закона № 7-ФЗ и ВК РФ постановление Правительства РФ № 469 регламентирует:

  • порядок разработки, согласования и утверждения НДС;
  • полномочия Росприроднадзора по установлению лимитов на сбросы на основе
  • разрешений и согласованию
  • планов снижения сбросов.

Постановление не содержит положений о порядке выдачи разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.
Процедура выдачи разрешений на сбросы реализуется в соответствии с Административным регламентом № 2. При этом данный Административный регламент не может являться порядком выдачи разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, поскольку, если исходить из пунктов 1, 7 и 8.1 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, административные регламенты предоставления государственных услуг не могут заменять и подменять собой порядок предоставления государственных услуг.

В настоящее время в целях реализации возможности выдачи или переоформления разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду до получения
КЭР в порядке, указанном в части 1.1 Закона № 219-ФЗ, необходимо, чтобы порядок выдачи разрешений на сбросы был предусмотрен, например, постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 469. Следует отметить, что в настоящее время разработан проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановления Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 и от 23.07.2007 № 469».

В данном проекте, в части внесения изменений в постановление Правительства РФ от 23.07.2007 № 469, не предусмотрено установление порядка выдачи разрешения на
сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Более того, указанный проект направлен на регламентацию установления (указания) нормативов выбросов и сбросов в рамках новой экологической документации, вводимой с 1 января 2019 года, – КЭР и декларации о воздействии на окружающую среду. Данный проект предусматривает
лишь порядок выдачи разрешений на ВРВ и ВРС.

Принятие проекта в разработанной редакции приведет к отсутствию регламентации в законодательстве как порядка выдачи разрешений на сбросы загрязняющих веществ в пределах НДС, так и порядка выдачи разрешения на выбросы в пределах ПДВ, что, в свою очередь, приведет к невозможности реализации нормы части 1.1 Закона № 219-ФЗ о получении и переоформлении разрешения на выбросы и сбросы до получения КЭР.