Работаем по Москве и
Московской области
  • Пн-Пт: с 10:00 до 18:00
  • +7 (499) 520-69-85
  • info@consult-firm.ru

Часто задаваемые вопросы?

Вопрос: На основании какого закона выдается лицензия по бурению артезианской скважины для добычи подземных вод? На какую глубину артезианской скважины требуется лицензия? Какие территориальные органы выдают лицензию по Москве и Московской обл. и на какой срок?
Ответ: Артезианская вода является природным достоянием, поэтому бурение артезианской скважины должно быть лицензировано в соответствующих органах. Согласно Закону РФ «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1, недропользователи обязаны получить лицензию.
Лицензирование скважины удостоверяет право пользования участком недр в определенных границах, с соответствующей целью применения и установленного срока использования. Максимальный срок лицензии достигает 25 лет.
Глубина артезианской скважины составляет от 50- до 200 метров. Точные параметры можно вычислить, исходя из геологических и гидрогеологических условий местности.
Для получения лицензии в Москве и Московской области, все имеющиеся документы на действующую или планирующую скважину направляют в Департамент по недропользованию Центрального Федерального округа.

Вопрос: Установлен ли срок подачи в Росприроднадзор копий паспортов, заверенных ЮЛ и ИП, и документов, которые подтверждают отнесение вида отхода к определенному классу опасности?
Ответ: В настоящее время конкретные временные рамки подачи копий документов и паспортов действующим законодательством не определены. Подача копий паспортов и документов, которые подтверждают отнесение вида отходов к определенному классу опасности, происходит в уведомительном порядке.

Вопрос: На какие ставки нужно ориентироваться при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год?
Ответ: Как и в другие периоды, ставки утверждены Постановлением Правительства. При расчете платы за 2016 год стоит ориентировать на Постановление № 913 от 13.09.2016 г. Применять утвержденные ставки необходимо при исчислении платы за весь период с начала 2016 года, то есть с 1 января (согласно п.4 Постановления №913).

Вопрос: Если предприятие осуществляет сброс в ливневую канализацию, считается ли это негативным воздействием на окружающую среду? Нужно ли вносить плату за НВОС, если имеется договор на водоотведение, организация эксплуатирует ливневый коллектор и сбросы осуществляются только в канализацию (сток в водные объекты исключен)?
Ответ: НВОС представляет собой воздействие, последствия которого могут приводить к негативным изменениям в окружающей среде, ухудшать ее качество. Данная формулировка представлена в ст. 1 ФЗ №7 «Об охране окружающего среды» от 10.01.2002 г. огласно данному нормативному документу, если сброс осуществляется в ливневую канализацию, а не в водный объект, то предприятия освобождаются от платы. То есть воздействие не считается негативным, если сбросы из объекта поступают в ливневую канализацию.

Вопрос: Плата за НВОС обязательна в том случае, если организация сбрасывает стоки в водный объект. Взимается плата в зависимости от количества и объемов сбросов в водный объект.
Может ли Росприроднадзор отказать в приеме заявки о постановке на учет, если предприятие (организация) подает ее в бумажном виде?
Ответ: Росприроднадзор не имеет права отказать в приеме заявке о постановке на госучет объектов, относящихся к категории НВОС, независимо от того, в какой форме ЮЛ или ИП подает документ. В настоящее время допустима подача заявки в Росприроднадзор и через электронные системы, и в виде бумажного документа.
Срок постановки объектов НВОС на государственный учет регламентирован. Предприятия (организации) или ИП должны подать заявку в течение 6 месяцев со дня запуска работы объекта, оказывающего негативное воздействие на экологию.
Утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, согласно которым ИП, ЮЛ должны направить в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования заявку посредством почтового отправления. Необходимо заполнить опись вложения, а также стоит учитывать, что письмо должно быть отправлено с уведомлением о получении. Также направить заявку можно через государственную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и через сайт Службы.

Вопрос: В каких случаях предприятиям не требуется определение санитарно-защитной зоны?
Ответ: Если предприятие или промышленный объект не является источником негативного воздействия на здоровье населения, экологию, среду обитания, в этом случае установление СЗЗ не требуется. Согласно установленным нормам, предприятие считается таковым при уровне загрязнения за пределами производственного или промышленного объекта не выше 0,1 ПДК и/или ПДУ.
Порядок разработки проекта организации СЗЗ, его рассмотрения и согласования утвержден, и основным нормативно-методическим документом является СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Вопрос: Хотелось бы уточнить информацию по оплате экологического сбора. Наша компания закупает упаковку, ящики полипропиленовые и картонную тару для расфасовки продукции. В дальнейшем часть упаковки утилизируется (мы заключили договор со специализированной организацией). Обязаны ли мы платить экологический сбор, вести и сдавать отчетность?
Ответ: За используемую вами упаковку платить ничего не нужно, если ваша компания самостоятельно утилизирует тот процент упаковочной продукции, который установлен нормативами. А вот вести учет и сдавать отчетность необходимо, если вы используете упаковку, включенную в Перечень, утвержденный Правительством РФ.
Обоснование: В 2015 году вступили в силу новые требования по уплате экологических сборов. Плата должна поступать от импортеров и производителей товаров в случае, если организации не в состоянии самостоятельно утилизировать отходы, образовавшиеся после того, как товары утратили свои потребительские свойства. Это регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Утилизация должна осуществляться непосредственно импортерами и производителями.

Вопрос: Мы занимаемся управлением и эксплуатацией коммерческого недвижимого имущества. Нам в управление был передан недавно построенный жилой комплекс. Встал вопрос об обращении с ТБО. Обязаны ли мы оформить на управляющую компанию паспорта отходов, нужно ли нам вносить плату за негативное воздействие? Возможно ли заключение договора с региональным оператором по обращению с отходами?
Ответ: Да, вы, выступая как управляющая компания, должны составить паспорт на отходы I — IV класса опасности. Собственники квартир и нежилых помещений должны передать управляющей компании обязанности по утилизации отходов потребления и производства (по договору). Управляющая компания должна составить паспорт на все отходы I — IV класса опасности, которые образуются в процессе деятельности владельцев помещений.
Обоснование:Твердыми коммунальными отходами считаются те отходы, которые образуются в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами товаров и различной продукции, а также отходы, которые утратили свои потребительские свойства. Также к ТБО относят отходы, образующиеся в процессе хозяйственной деятельности ЮЛ (и/или ИП) и которые по составу подобны отходам, образующимся в бытовых условиях в процессе потребления товаров физическими лицами. Это указано в Федеральном законе №89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления».

Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. Согласно правилам содержание общего имущества включает: вывоз, сбор жидких и твердых бытовых отходов, образующихся в результате потребления товаров физическими лицами (собственниками квартир) и деятельности организаций, ИП, которые пользуются коммерческими помещениями (в том числе пристройками) в многоквартирном доме. И на отходы I — IV класса опасности необходимо составить паспорта – их должны оформить ЮЛ или ИП, пользующиеся помещениями.

Вопрос: Если у организации нет собственного объекта размещения отходов, обязана ли она заполнять раздел по отходам в Декларации о плате за НВОС?
Ответ: Да, ИП и юридическое лицо должны заполнять раздел по отходам независимо от того, есть ли собственный объект (полигон) размещения отходов или нет. В настоящее время представлен на государственную регистрацию в Минюст РФ приказ Минприроды №3 от 09.01.2017 «Об утверждении порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы».

Обоснование: Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ устанавливает, в каких случаях взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии со ст. 16 плату за НВОС должны вносить ЮЛ и ИП за:

  • захоронение, хранение отходов потребления и производства;
  • сбросы в водные объекты вредных и загрязняющих веществ;
  • выбросы стационарными источниками загрязняющих веществ в окружающую среду.

Требования закона распространяются на все ЮЛ и ИП, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность на территории РФ, в исключительной экономической зоне России, на континентальном шельфе, в результате которой происходит НВОС. Они должны вносить плату за НВОС своевременно и в полном объеме. Исключение предусмотрено для тех, кто осуществляет хозяйственную и/или иную деятельность только на объектах 4 категории.
Плательщиками платы за НВОС признаются ЮЛ и ИП, при осуществлении хозяйственной и/или иной деятельности которых образуются отходы (исключая твердые коммунальные отходы). Если организация заключает договор на вывоз и размещение отходов с региональными операторами по обращению с ТКО, в этом случае плательщиками признаются операторы. Заполнять декларацию должны все лица, передающие отходы на хранение, размещение, захоронение, и не имеет значения, имеются у них или нет собственные полигоны размещения отходов.

Вопрос: На балансе нашего предприятия числится несколько легковых транспортных средств. Мы заключили договор на обслуживание ТС: машины проходят техническое обслуживание на станции техобслуживания, и на станции ТО лежит обязанность по забору отходов. Должны ли мы разрабатывать паспорта отходов на имеющийся на балансе предприятия транспорт?
Ответ: Нет. В вашем случае вы не должны разрабатывать паспорт на отходы, образующиеся при ТО автотранспортных средств.
Обоснование: Вещества и предметы признаются отходами производства и потребления в том случае, если:

  • они образуются в процессе оказания услуг, потребления или производства;
  • они подлежат удалению, удаляются (согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В соответствии с п3. выше указанного ФЗ, на все отходы I-IV классов опасности должны оформляться паспорта. Они составляются на основании полученных данных о свойствах и составе этих отходов, и должен быть установлен уровень их опасности. Правила оформления и согласования паспортов утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 г. N 712. Паспортизация должна проводиться ИП и ЮЛ, в результате деятельности которых образуются отходы.
В вашем случае отходы образуются на станции ТО, поэтому она признается отходообразователем, так как именно в процессе ее производственной деятельности (а именно, при обслуживании ТС) образуются отходы. Вы освобождаетесь от обязанности оформлять паспорт и вносить плату за обращение с отходами.

Вопрос: С водоканалом у нас заключен договор на водопотребление и водоотведение. И он во второй раз присылает нам на утверждение дополнительное соглашение по поводу уменьшения сброса в канализацию ПДК до того уровня НДС, который у них утвержден. В течение года они проводят замеры и потом берут с нас плату за превышение. Так как в прошлом году мы подписали это дополнительное соглашение, мы не могли оспорить эту плату. Но хотелось бы узнать, правомерно ли себя ведет водоканал? Водоканал прислал доп. соглашение и ссылается на то, что уменьшение ПДК сточных вод вполне закономерно: в постановлении главы города указано, что водоканал имеет право регулировать и самостоятельно устанавливать нормативы ПДК. Верно ли это?
Ответ: Нет, в данном случае водоканал ведет себя не правомерно, если очистные сооружения водоканала могут удалить те загрязняющие вещества, которые поступают от абонентов.
Обоснование: Все лимиты на сбросы и порядок установления нормативов допустимых сбросов утверждаются Правительством РФ. Организации, предоставляющие услуги по водоотведению, должны осуществлять свою деятельность в соответствии с утвержденным порядком и ориентироваться на водное законодательство и ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 г.
Установлены нормативы допустимых сбросов для объектов централизованных систем водоотведения. И нормативы сбросов от абонентов не должны превышать данные нормативы. Исключение составляют те случаи, когда предусмотрено удаление из сточных вод, принимаемых от абонентов, загрязняющих веществ, микроорганизмов и иных веществ, примесей. Очищение сточных вод должно быть предусмотрено проектной документацией очистных сооружений.
Постановлением Правительства РФ №167 от 12.02.1999 г утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации. Согласно правилам нормативы сброса по составу канализационные вод устанавливаются абонентам непосредственно органами местного самоуправления (или уполномоченной организацией) с учетом следующих условий:

  • соблюдение проектных параметров очистки сточных вод в системе коммунальной канализации;
  • соблюдение утвержденных природоохранными органами норм предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты;
  • обеспечение технологических и технических возможностей очистки сточных вод от загрязняющих веществ.

Стоит учитывать, что есть отдельные Постановления Правительства РФ (в частности, №1310 от 31.12.1995), согласно которым органы исполнительной власти действительно могут взимать дополнительную плату за ущерб и определять порядок взимания платы за сброс загрязняющих веществ в централизованную систему канализации. Однако все равно требования ФЗ № 416 являются главенствующими. Поэтому в данном конкретном случае водоканал должен обеспечить очистку сточных вод, которые поступают от абонентов, располагая очистными сооружениями. Устанавливать свои нормативы водоканал не в праве.