Основополагающим разрешительным документом, который дает право на использование ресурсов недр, является лицензия.
Лицензия на пользование недрами — документ, удостоверяющий право его владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в нем целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Лицензирование в недропользовании — процедура непростая, так как нужно знать все нюансы, подготовить объемный пакет документов и согласовать его. Получить лицензию на пользование недрами в желаемый срок, при этом соблюсти все требования или избежать штрафов поможет справка. Также, справка поможет ответить на следующие вопросы: какую документацию подготовить, из чего состоит лицензия на недра, как внести в нее изменения или переоформить и какие штрафные санкции могут быть при несоблюдении требований лицензирования в области недропользования.
В ситуациях, когда рядом с населенными пунктами или промышленными объектами отсутствуют водоемы, из которых можно осуществлять забор вод для обеспечения населения и предприятий, прибегают к поиску и добыче подземных вод.
Но для осуществления такой деятельности необходимо иметь положительное решение комиссии по предоставлению права пользования участком недр, на котором планируется добыча подземных вод.
Право пользования участками недр для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, возникает на основании решения комиссии, создаваемой Роснедрами, в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр (п.3 ст.10_1 Закона РФ от 21.02.1992 г. N 2395-1).
18.05.2018 вступил в силу новый Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, или для осуществления геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи (далее — Порядок), утвержденный Приказом Минприроды России от 26.02.2018 г. N 64.
Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право, без применения взрывных работ, использовать для собственных нужд (ст.19 Закона РФ от 21.02.1992 г. N 2395-1):
Классификация водоносных горизонтов утверждена Приказом Минприроды России от 27.12.2016 г. N 679.
По порядку расположения сверху вниз по разрезу от земной поверхности водоносные горизонты классифицируются на:
По наличию или отсутствию гидравлической связи с поверхностными водными объектами водоносные горизонты классифицируются на:
По возможности использования водоносных горизонтов в качестве источников централизованного водоснабжения водоносные горизонты классифицируются на:
Для получения права пользования участком недр в целях добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, и геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, необходимы следующие документы (п.3 Порядка):
Документы и сведения, предусмотренные п.3 Порядка, могут быть поданы в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (п.5 Порядка).
Для получения права пользования участком недр для добычи подземных вод, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, заявитель должен представить документы и сведения, предусмотренные п.3 Порядка, за исключением документов и сведений, предусмотренных п.п.12-19 п.3 Порядка.
Перечень документов, установленных в п.3 Порядка, является исчерпывающим. Требование о предоставлении иных документов не допускается (п.4 Порядка) Заявитель вправе представить документы и информацию, перечисленные в п.п.12-19 п.3 Порядка, в Роснедра и его территориальные органы по собственной инициативе.
Заявки подаются в Федеральное агентство по недропользованию или его территориальные органы для их регистрации и учета.
В случае если испрашиваемый участок недр расположен на территории двух и более федеральных округов, заявка и прилагаемые к ней документы и сведения подаются в Федеральное агентство по недропользованию (п.5 Порядка).
Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган, в который в соответствии была направлена заявка, в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты регистрации заявки, проверяет содержание представленной заявки на предмет соответствия описи входящих в ее состав документов и сведений (п.6 Порядка).
Поступившая заявка возвращается заявителю в случае:
По межведомственному взаимодействию получаются документы и информация, указанные в п.п.12-19 п.3 Порядка.
В срок, не превышающий 8 рабочих дней с даты поступления полного комплекта документов и сведений, Роснедра или его территориальный орган направляет заявку и прилагаемые к ней документы и сведения для принятия решения в Комиссию (п.8 Порядка).
Комиссия в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня поступления заявки и прилагаемых к ней материалов и сведений, осуществляет проверку заявки на наличие (отсутствие) оснований для отказа, а также рассматривает представленные материалы на предмет их соответствия основным задачам и условиям проведения работ по добыче подземных вод (п.9 Порядка).
По итогам рассмотрения представленных документов и сведений Комиссия принимает решение об:
Принятое решение о предоставлении права пользования участком недр в 3-дневный срок направляется Комиссией в Роснедра или его территориальные органы для подготовки (п.11 Порядка):
Комиссия может отказать в приеме заявки на предоставление права пользования участком недр на основании ст.14 Закона РФ от 21.02.1992 г. N 2395-1 в случаях, если (п.10 Порядка):
Положение о порядке осуществления добычи подземных вод для собственных производственных и технологических нужд пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта (далее — Положение) утверждено Приказом Минприроды России от 25.06.2009 г. N 168.
Пользователи недр, осуществляющие (ст.19_1 Закона РФ от 21.02.1992 г. N 2395-1):
Основанием для осуществления права пользования недрами с целью добычи подземных вод для собственных производственных и технологических нужд является наличие у пользователя недр лицензии на право пользования недрами с целью разведки и добычи полезных ископаемых или совмещенной лицензии с целью геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, предоставленных ему горного отвода и (или) геологического отвода и утвержденного технического проекта на добычу подземных вод (п.3 Положения).
Технический проект на добычу подземных вод разрабатывается, согласовывается и утверждается в установленном порядке. Согласование технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения (п.8_1 ст.4 Закона РФ от 21.02.1992 г. N 2395-1).
Добыча подземных вод пользователем недр для собственных производственных и технологических нужд осуществляется после регистрации в территориальном фонде геологической информации (ТФИ) заполненной учетной карточки буровой скважины на воду (Приложение № 1), копия которой хранится в лицензионном деле (п.5 Положения).
Форма бланка лицензии на пользование недрами утверждена Приказом МПР России от 29.09.2009 г. N 315.
Предоставление лицензий на недропользование (выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами) осуществляет Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) (п.5.3.8 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 г. N 293).
Разрешение на проведение указанных работ выдают Роснедра или их территориальное органы, а условия проведения работ согласовываются их исполнителями с органами местного самоуправления (разд.1 Положения).
Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр (далее — Административный регламент) утвержден Приказом Минприроды РФ от 29.09.2009 г .N 315.
Внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр осуществляется по взаимному согласию пользователя недр и Роснедр или их территориального органа (п.37 Административного регламента):
Основаниями для начала внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр являются (п.38 Административного регламента):
Заявка на внесение изменений и дополнений в лицензию должна содержать:
К заявке на внесение изменений и дополнений должны прилагаться следующие сведения и документы:
Вышеназванный перечень документов является закрытым. Но по своему желанию пользователь недр дополнительно может предоставить иные документы, которые, по его мнению, имеют значение для обоснования внесения изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами (п.40 Административного регламента).
Основанием для отказа в рассмотрении заявки на внесение изменений и дополнений является предоставление документов с нарушением требований п.39 Административного регламента (п.41 Административного регламента).
Этапы внесения изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами
При государственной регистрации изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами (п.60 Административного регламента):
Переоформление лицензий на пользование участками недр, за исключением участков недр, распоряжение которыми отнесено к компетенции субъектов РФ, осуществляется в следующих случаях (п.61 Административного регламента):
При переоформлении лицензии на пользование участком недр условия пользования недрами пересмотру не подлежат (п.62 Административного регламента).
Оформление, регистрация и выдача переоформленной лицензии на пользование недрами осуществляются в сроки и в порядке, установленные в пп.21-34 Административного регламента, для регистрации и выдачи лицензий на пользование недрами.
Сроки использования лицензии по недропользованию зависят от вида лицензии.
Участки земли могут предоставляться на ограниченный период или без ограничения срока.
Недропользование на определенный период предусмотрено в следующих ситуациях:
Неограниченный срок использования могут иметь земельные участки, которые предназначены для строительства и эксплуатации:
Продлить лицензию на использование недр можно по инициативе пользователя, если ему необходимо завершить поиски, провести разработку месторождения полезных ископаемых. Продление лицензии возможно при условии, что не было нарушений со стороны данного пользователя. Датой начала недропользования считается дата государственной регистрации лицензий.
Отказ в переоформлении лицензии на пользование участком недр следует в случаях, если (п.65 Административного регламента):
В зависимости от конкретного основания перехода права пользования недрами заявитель должен дополнительно к документам, указанным в п.68 Административного регламента, представить следующие документы и сведения согласно п.69 Административного регламента.
С ценами на все услуги можно ознакомиться здесь.
Лицензии на подземные воды выдаются в соответствии с объемом добываемых подземных вод и по территориальному признаку их расположения:
Указанные госучреждения рассматривают пакет документов в период от 20 до 40 рабочих дней.
Размер госпошлины регулируется Налоговым кодексом РФ, и в текущий период равен 7500 рублей.
Нарушение установленных законом правил и мер по охране и рациональному использованию недр влечет за собой применение юридической ответственности.
Лица, виновные в нарушении законодательства РФ о недрах, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 49 Закона РФ от 21.02.1992 г. N 2395-1 «О недрах»).
В справке представлена информация о видах ответственности за различные правонарушения, также приведены примеры судебных решений по вопросам нарушения природоохранных требований в области охраны недр.
Административная ответственность за нарушение требований в области охраны недр предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N 195 (далее — КоАП РФ).
Предлагаем вам ознакомиться со статьями нормативных правовых актов, предусматривающих наказания за неправомерные действия при пользовании недрами, а также с некоторыми судебными решениями по данным вопросам.
Пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа (п.1 ст.7.3 КоАП РФ):
Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа (п.2 ст.7.3 КоАП РФ):
Самовольная уступка права пользования недрами влечет наложение административного штрафа (ст. 7.10 КоАП РФ):
Если вы решили получить лицензию на использование земных недр, то ЭКОАУДИТ КОНСАЛТИНГ МОСКВА к вашим услугам. Наша компания предлагает доверить лицензирование деятельности вашего бизнеса настоящим профессионалам, которые смогут оперативно собрать и подготовить все необходимые документы.
Специалисты нашей компании возьмут на себя все тяжести оформления лицензии, всегда смогут предоставить своей целевой аудитории компетентные услуги в данной отрасли.
С нашей помощью оформление любого вида лицензий пройдет максимально быстро и незаметно для клиента. Мы практикуем индивидуальный подход, политику гибкого ценообразования. У нас вы всегда сможете недорого осуществить оформление лицензий. Специалисты ЭКОАУДИТ КОНСАЛТИНГ МОСКВА готовы ответить на все вопросы, касающиеся получения лицензии.
Сотрудничество с нами – это гарантия того, что ваша лицензия будет оформлена при оптимальных затратах времени и денежных ресурсов.
Быть в курсе событий экологической отчетности Вам поможет календарь эколога. Вам также могут быть интересны следующие экологические услуги: